АВТОМАТИЗАЦИЯ ресторана от А до Я

17.06.2013
Итак, решение принято: автоматизировать деятельность ресторана необходимо!
И здесь возникает следующий логичный вопрос: с чего начинается автоматизация ресторана?
В помощь тем, кто знаком с этой сферой лишь понаслышке или не знаком вовсе, мы подготовили эту статью-памятку. Ведь от последовательности действий и верного определения этапов работы напрямую зависит эффективность автоматизации, а значит, и дальнейший успех бизнеса.

Шаг 1. Определите поставщика услуг.

На сегодняшний день широко распространены около 10-ти систем автоматизации, каждая из которых соответствует своей основной задаче - автоматизировать работу предприятия. Какую из них выбрать, ведь все они установлены в сотнях организацией и фирм, а значит, имеют своих приверженцев? Какая система подойдет именно вам?..

При выборе автоматизационной системы (АС) следует:
  • учесть чужой опыт. Узнайте, на каких предприятиях города установлена эта АС; пообщайтесь с их руководителями или управляющими, узнайте их мнение о системе.
  • узнайте репутацию поставщика, предлагающего вам установку АС. Для этого можно запросить соответствующую информацию у фирмы-производителя АС или у руководства предприятий, где эта система уже используется.
  • почитайте отзывы пользователей: в Интернете, на специализированных форумах. Зайдите на сайт фирмы-поставщика, оцените стиль работы с клиентами (наличие формы обратной связи, оперативность ответов). Профессионалы в короткий срок предоставят компетентный ответ на любой вопрос, основываясь на своем опыте; дадут дельные советы.
После того, как у вас сложится ощущение, что фирма, предлагающая услуги по автоматизации – серьезная и авторитетная, а ее сотрудники – профессионалы с солидным опытом, можете смело переходить к следующему этапу.

Шаг 2. Назначение ответственного лица

Выделите из числа своих сотрудников опытного профессионала, которому можно поручить курирование достартовой подготовки к установке АС. Ему предстоит примерно половину своего рабочего времени посвящать контактам с компанией-интегратором, контролировать взаиморасчеты, следить за сотрудничеством персонала с представителями компании-интегратора, согласовывать работы по установке. Кроме того, он должен обладать компетенцией, достаточной для того, чтобы вникать в технические детали работы автоматизационной системы.
Выбор ответственного лица имеет большое значение; от его работы напрямую зависит успех дальнейшей автоматизации.

Шаг 3. «Раскиньте сети»


На этом этапе определяется расположение рабочих мест, планируется локальная и электрическая сеть. Один из возможных вариантов представлен на иллюстрации, приведенной ниже:



Примерная структура сети
Типовое рабочее место (компьютер с установленным ПО автоматизационной системы): сенсорный монитор или программируемая клавиатура. В мини-варианте это же рабочее место может выполнять функции полноценного рабочего места официанта, предназначенного для приема и обработки заказов.
Рабочее место администратора и/или кассира: сервисный принтер счетов, фискальный регистратор (рекомендовано для оптимальной скорости и точности работы). Но можно обойтись и без регистратора, если фискальные чеки будут выписываться на автономной кассовой машине.
Карманные компьютеры или КПК: для удобства работы в больших заведениях с обширной площадью. Рекомендуются к использованию, если официант затрачивает много времени на перемещение между столиками клиентов и стационарным ПК.
Сервисный принтер марок (аналог принтера счетов): размещается в на кухне, предназначен для информирования официантов о готовности блюд. Дополнение – сканер штрихкодов.
Рабочее место руководителя, бухгалтера или снабженца: любой современный компьютер с установленной АС, с подключенным принтером.

То, как рабочие места будут располагаться на территории предприятия, планируйте заранее. Лучше – еще до ремонта, чтобы монтаж сетей проводился до поклейки обоев или установки декоративной плитки. Подумайте о том возможности установки дополнительных рабочих мест, которые незаменимы в часы высокой посещаемости.

Монтажные приспособления, такие как кабель-каналы, установленные в полу и стенах, а также специальные технологические люки в потолке позволят в дальнейшем значительно сэкономить время на подключение и перемещение оборудования. К тому же, это современный европейский стандарт для ресторанов, банкетных залов и даже офисных столовых.

Электрическая сеть должна соответствовать надежности работы АС. Для всего оборудования, работающего в составе системы, рекомендуется прокладывать специальную электрическую сеть. Важно, чтобы в нее не включали ничего «лишнего», вроде пылесосов во время уборки или обогревателей зимой. Качество напряжения питания сети должно быть отличным; необходим мощный источник бесперебойного питания, рассчитанный на всю электрическую сеть для АС. Тогда вам будут нипочем любые проблемы с электричеством.

Локальная вычислительная сеть должна быть проложена профессионально (и только специалистами!), ведь это – основная «артерия» автоматизационной системы.

Сервер. В качестве базы данных АС рекомендуется использовать отдельный компьютер, предназначенный для хранения базы данных и доступа к ней. Важно следить, чтобы никто из сотрудников на сервере не работал: только в этом случае можно говорить о безопасности базы данных и надежности работы системы.

Возможности удаленного доступа очень удобны, поскольку позволяют руководителю или собственнику предприятия работать с системой, находясь вне офиса: просматривать отчеты, следить за состоянием зала и даже просматривать видеозапись того, что происходит в зале ресторанов.

Шаг 4. Установка системы. Подготовка персонала


Монтажные работы завершены, настал этап установки и настройки. Сколько это может продолжаться? Зависит от масштабов предприятия, количества рабочих мест и сложности сетей: от одного до нескольких дней. На этом этапе специалисты компании-интегратора проверяют работу всей системы, от приема (ввода) заказов до формирования отчетов. Сотрудникам назначаются права доступа, для чего выдаются персональные карты-ключи.

За несколько дней до запуска системы проводится обучение персонала, которое осуществляет либо представитель компании-интегратора, либо один из опытных сотрудников (если предприятие уже работает с этой АС). Важно, чтобы каждый сотрудник действительно получил практические навыки работы с системой.

Шаг 5. «Пуск!»


Итак, система запущена. Для спокойного старта в течение первых нескольких дней работы системы рекомендовано присутствие на предприятии сотрудника компании-интегратора. Он поможет при любой сложности или заминке, с ним сотрудники будут чувствовать себя увереннее.
«Закрытие» первого трудового дня в новой системе – очень важный момент, наряду с формированием необходимых отчетов и выгрузкой данных из фронт-офиса в бэк-офс. Лучше, если на первых порах контроль основных финансовых показателей вам поможет осуществлять специалист.
После первого месяца работы в системе имеет смысл повторно пригласить этого же специалиста, чтобы он помог «закрыть» месяц и (при необходимости) исправил возникшие за данный период ошибки.

Автоматизация ресторана – процесс ответственный, но ничего «пугающего» на всех перечисленных этапах, как вы видите, нет. Важно довериться компании-профессионалу и внимательно следовать всем рекомендациям.

Успехов и процветания вашему бизнесу!



Возврат к списку


Читайте также:

Как подготовить ресторан к работе с маркированным табаком
С 1 марта 2019 года в нашей стране начался первый этап процесса внедрения маркировки табачной продукции средствами идентификации – специальными уникальными кодами, которые в виде двумерного штрихкода DataMatrix наносятся на каждый экземпляр пачки сигарет. С 1 июля 2019 года ни одна новая пачка сигарет не сможет выйти с производства или пересечь нашу границу без такой маркировки. Делается это для того, чтобы иметь возможность контролировать ее движение и тем самым повысить собираемость акцизов и контроль за отраслью. Для рестораторов этот процесс давно знаком по ЕГАИС, только теперь вместо бутылок алкоголя будут контролировать сигареты. Как это затронет рынок общепита?
Учет маркированной продукции в ресторане
В 2019 году в нашей стране началась новая эпоха контроля за бизнесом – эпоха маркировки и прослеживаемости. Правительство решило транслировать тот эффект, который принес для собираемости акцизов ЕГАИС, практически на все товары, которые продаются в нашей стране. Постепенно на них появится специальный код, который будут обязаны наносить на упаковку производители и импортеры продукции. По этому коду товары будут прослеживаться на всех этапах до момента реализации маркированной продукции. Все участники экономической деятельности, включая рестораны, будут обязаны учитывать такие товары попозиционно, отправляя регулятору информацию о движении такой продукции у себя на предприятии.
Корпоративное питание

Организация услуг питания для собственных сотрудников – естественная практика для крупного бизнеса. Сейчас сложно найти крупное промышленное предприятие, где рабочие бегают по ближайшим кафешкам или носят еду из дома. Такой интерес к этому виду услуг не случаен – питание во время обеденного перерыва повышает работоспособность сотрудников, а для работников интеллектуального труда обеспечивает рост умственной активности и возможность организации перерыва на отдых

Оставьте свой комментарий:

Поле обязательно для заполнения
Защита от автоматических сообщений