Система автоматизации + человеческий фактор = ???<br /> Как добиться максимальной эффективности системы.<br /> Обучение персонала.

14.06.2013

Чтобы автоматизация ресторана или кафе приносила ожидаемые результаты, необходимо своевременно уделять внимание не только прокладке коммуникаций, установке и настройке оборудования, программного обеспечения и системы учета. Еще на этапе внедрения важно помнить о том, что от качества работы персонала в системе напрямую зависит ее эффективность. А значит, каждый сотрудник должен хорошо разбираться в возможностях программного продукта, активно и грамотно использовать его функционал.

Как спланировать обучение

Проанализируйте штат своих сотрудников; определите для них область взаимодействия с системой. Исходя из этого, разделите их на две группы, для каждой из которых будет проводиться соответствующее обучение.

Первая группа. Обслуживающий персонал (работа с посетителями).

Вторая группа. Сотрудники, ведущие бухгалтерский и управленческий учет.

Как показывает опыт, обучение сотрудников этих двух групп будет отличаться, поскольку они взаимодействуют с разными частями системы автоматизации; сталкиваются с разными сложностями и акцентируют внимание на разных возможностях программного продукта.

Первая группа: обслуживание посетителей.

Особенность: для сотрудников этой группы работа с системой и оборудованием не требует специальных знаний, т.к. заключается в многократном повторении стандартных действий (прием и оформление заказа, отправка марок на кухню, печать предварительного счета, пробивание чека на ККМ). Современный персонал по большей части уже владеет навыками работы с оборудованием и программным обеспечением; молодежь так или иначе отлично разбирается в компьютерных программах, а официанты и бармены чаще всего уже знакомы с подобными системами автоматизации. Поэтому не возникает никаких особых сложностей при знакомстве с новой системой. Как правило, персонал быстро привыкает к ее особенностям и уже через несколько часов готов приступить к работе.

Обслуживание посетителей предполагает работу с системой класса фронт-офис (front-office), а также со специализированным оборудованием (контрольно-кассовые машины, системы авторизации пользователей, весы, принтеры марок, сканеры штрихкода, системы розлива напитков).

Что входит в курс? Общие вопросы, касающиеся работы с программным обеспечением и оборудованием, техника безопасности, правила обслуживания гостей, этикет и форма одежды, сервис. Ответственность за обучение возлагается на старших официантов, администраторов или старших смен.

Почему обслуживающий персонал должен хорошо знать возможности современных систем автоматизации, в частности, их фронт-офисной части?

Потому что система

  • позволяет повысить качество обслуживания,
  • увеличивает скорость обслуживания посетителей,
  • выполняет учетные функции,
  •  осуществляет контроль действий персонала,
  •  помогает при оформлении заказов,
  •  специфики и модификаторы в меню уточняют особенности заказанного блюда,
  •  подсказки по меню помогают официанту отвечать на вопросы гостей оперативно и точно.

Используя системы класса фронт-офис, руководитель располагает удобным инструментом для построения системы мотивации сотрудников, основываясь на результатах их работы. На основании отчетов, формируемых системой, начисляются вознаграждения персонала (все операции, выполненные сотрудниками, фиксируются в базе и используются для учета рабочего времени, эффективности работы и полученной выручки). Эти же данные помогают анализировать временную загрузку ресторана или кафе, а также планировать рабочие смены.

Вторая группа: ведение бухгалтерского и управленческого учета.

Особенность: сотрудникам этой группы в первую очередь необходимо уметь строить грамотный учет и знать технологии работы предприятия в сфере общественного питания; уметь рассчитывать количество сырья для приготовления блюд и калорийность, составлять меню и прейскуранты.

Кто должен вести учет в ресторане? Повар-технолог или заведующий производством. В сферу ответственности повара-технолога входит также контроль приготовления блюд, разработка технологических карт и новых фирменных блюд, оформление документов, полный учет оборудования, сырья, готовой продукции и всех материальных ценностей заведения.

Если в штате предприятия имеется собственный повар-технолог, для него проводится стандартный курс по работе с программой, после чего он может самостоятельно заниматься ведением учета.

Если же на предприятии общественного питания такого специалиста нет, чаще всего ведение учета возлагают на бухгалтера или на шеф-повара. Поскольку для них функции, перечисленные выше, не являются типовыми, им нужно пройти дополнительное обучение. Чтобы уметь грамотно оценить данные в получаемых документах, бухгалтеру придется освоить процесс приготовления блюд и специфику использования ингредиентов. Шеф-повару предстоит научиться заполнять все документы, вникнуть в особенности ведения бухгалтерского или управленческого учета.

Нужно ли проводить обучение для персонала?

Однозначно – нужно! Опыт показывает, что отказ от обучения персонала неизбежно ведет к возникновению проблем с учетом, к несоответствию реальной картины и данных в базе.

Сложно ли это для персонала?

Нет, не сложно. Напротив, системы автоматизации в ресторанах или кафе позволяют более свободно относиться к профессионализму персонала: в штате достаточно лишь нескольких человек, в совершенстве владеющих навыками работы с системой. Они смогут вести основной учет в системе и обучать новых сотрудников. Остальная часть персонала, по сути, выполняет в системе стандартные, часто повторяющиеся действия, которые, тем не менее, позволяют первоклассно обслуживать гостей и даже вести учет без специальных знаний в этой сфере.

Обучение – это экономия

Как ни парадоксально, но это факт. Обучив персонал грамотной работе с системой автоматизации, часто (особенно на больших предприятиях) можно сократить число сотрудников, занятых рутинными повседневными операциями. К примеру, с установленной автоматизационной системой не нужно заносить кассовые чеки с неавтоматизированных мест в бухгалтерскую программу. А значит, отпадает необходимость в выполнении этой работы; сотрудника можно переориентировать на более интересную и перспективную работу, направленную на повышение качества обслуживания или аналитическую деятельность.

Вместо резюме

Сегодня можно с уверенностью говорить с уверенностью об эффективности работы систем автоматизации на десятках тысяч предприятий в сфере общественного питания. У специалистов, которые занимаются внедрением, накоплен огромный опыт и знания, которым они готовы поделиться с пользователями. Когда обучение сотрудников ресторанов или кафе проводят эксперты, руководители предприятий могут быть уверены, что выбранная ими система автоматизации заработает в полную силу, повышая рентабельность, увеличивая уровень обслуживания и делая бизнес более управляемым.


Возврат к списку


Читайте также:

Как подготовить ресторан к работе с маркированным табаком
С 1 марта 2019 года в нашей стране начался первый этап процесса внедрения маркировки табачной продукции средствами идентификации – специальными уникальными кодами, которые в виде двумерного штрихкода DataMatrix наносятся на каждый экземпляр пачки сигарет. С 1 июля 2019 года ни одна новая пачка сигарет не сможет выйти с производства или пересечь нашу границу без такой маркировки. Делается это для того, чтобы иметь возможность контролировать ее движение и тем самым повысить собираемость акцизов и контроль за отраслью. Для рестораторов этот процесс давно знаком по ЕГАИС, только теперь вместо бутылок алкоголя будут контролировать сигареты. Как это затронет рынок общепита?
Учет маркированной продукции в ресторане
В 2019 году в нашей стране началась новая эпоха контроля за бизнесом – эпоха маркировки и прослеживаемости. Правительство решило транслировать тот эффект, который принес для собираемости акцизов ЕГАИС, практически на все товары, которые продаются в нашей стране. Постепенно на них появится специальный код, который будут обязаны наносить на упаковку производители и импортеры продукции. По этому коду товары будут прослеживаться на всех этапах до момента реализации маркированной продукции. Все участники экономической деятельности, включая рестораны, будут обязаны учитывать такие товары попозиционно, отправляя регулятору информацию о движении такой продукции у себя на предприятии.
Корпоративное питание

Организация услуг питания для собственных сотрудников – естественная практика для крупного бизнеса. Сейчас сложно найти крупное промышленное предприятие, где рабочие бегают по ближайшим кафешкам или носят еду из дома. Такой интерес к этому виду услуг не случаен – питание во время обеденного перерыва повышает работоспособность сотрудников, а для работников интеллектуального труда обеспечивает рост умственной активности и возможность организации перерыва на отдых

Оставьте свой комментарий:

Поле обязательно для заполнения
Защита от автоматических сообщений